Репетируй как Йоргос Лантимос: секреты режиссуры и сценарного мастерства от греческого постановщика
Нарушай правила и доверяй инстинктам
Греческий режиссёр Йоргос Лантимос не из тех, кто любит болтать с актёрами о мотивации и характере их персонажей. Он просто говорит им играть. Всё, что им нужно знать о персонажах, уже есть в сценарии. Лантимос с соавтором работал над сценарием «Видов доброты» пять лет. Сказка-триптих, как называет её сам Лантимос, состоит из трёх новелл и рассказывает о трёх странных людях и ситуациях, в которых они оказались. А в этом материале уже сам Лантимос рассказывает, как он работал над сценарием, почему нарушает правила драматургии и зачем актёры на репетициях у него играют в «Музыкальные стулья».
Репетируй как Йоргос Лантимос: секреты режиссуры и сценарного мастерства от греческого постановщика
© Кадр из фильма «Виды доброты»
В последнем фильме Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», как и в других его работах, есть сюжеты, которые выходят за рамки рационального объяснения.
Например, в первой новелле под названием «Смерть Р.М.Ф.» зритель не понимает, почему и как благожелательный босс (Уиллем Дефо) имеет такую власть над Робертом (Джесси Племонс). Роберт охотно подчиняется странным требованиям своего работодателя: занимается любовью с его женой (Хонг Чау), причём делает это в строго определённое время, тайно отравляет её напиток, чтобы она никогда не забеременела (ей внушили, что она бесплодна), и соглашается въехать на своей машине в другой автомобиль с риском получить серьёзные травмы. В двух последующих историях также есть элементы сюрреализма и даже сверхъестественного. Однако – что особенно занимательно – Лантимосу удаётся убедить зрителя в правдивости этих мрачновато-комичных ситуаций.
Трейлер фильма «Виды доброты»В подкасте Toolkit Лантимоса спросили, как ему и Эфтимису Филиппу (соавтору сценария) удаётся добиться такого эффекта в своих фильмах без, казалось бы, обязательной экспозиции в первом акте. В предыдущих совместных работах они не игнорировали это классическое правило драматургии («Лобстер», «Убийство священного оленя», «Клык»). В новом фильме зритель оказывается без понимания причин, почему одни герои подчиняются другим, это просто данность.
Йоргос ЛантимосРежиссёрЭто требует большего внимания [с точки зрения написания сценария], но самое главное — нужно просто отпустить ситуацию. Если отпустить некоторые вещи и просто принять их такими, какие они есть, становится легче погрузиться в ситуацию. Тогда вы начинаете использовать свои собственные идеи о том, что это такое и к чему это может привести. И я нахожу это гораздо более увлекательным.Чтобы зритель мог сам додумывать и дорисовывать общую картину, режиссёр требует того же от актёров. Как рассказывает Джесси Племонс, который впервые работал с Лантимосом в фильме «Виды доброты», постановщик не любит, когда актёры спрашивают его о мотивах и предыстории персонажей.
Йоргос ЛантимосРежиссёрЭто сложно, потому что мне нечего дать актёрам, если это их главная потребность. Мотивация, предыстория и всё такое — я даже не думал об этом, когда писал сценарий. Вся информация, которую я могу дать им, уже есть в сценарии.Это противоречит классическим представлениям о хорошем сценарии. Сценарные гуру обычно советуют авторам проделать огромную предварительную работу, создать правила сюжетного мира (неважно, насколько фантастического) и событий, предшествующих истории. Чтобы даже без экспозиции мир и персонажи казались зрителям наполненными.
Но Лантимоса и Филиппа вряд ли можно упрекнуть в лентяйстве: они работали над сценарием пять лет, и проект сильно эволюционировал в ходе многочисленных переписываний, прежде чем требовательный режиссёр счёл его готовым к съёмкам. Однако они пропускают этот аспект, потому что их интересы и цели лежат в другой плоскости.
На всех этапах съёмочного процесса, включая написание сценария, Лантимос старается максимально отделить свой вымышленный мир от конкретного места в реальном мире, истории, периоде – того контекста, который обычно помогает зрителю уловить связь с персонажами, за которыми наблюдаем камера.
Взять, например, Новый Орлеан, в котором якобы происходят действия «Видов доброты». Съёмки натуралистичные, места реальные, но в руках Лантимоса и его команды город теряет свою особую культуру и атмосферу. Он превращается в аналог обычного американского городка с тёплой погодой, озером и другими деталями, необходимыми Лантимосу для этой истории.
Йоргос ЛантимосРежиссёрМы не пытались сделать так, чтобы действие обязательно происходило именно в этом городе. Я не против, если кто-то его узнает, но в наши планы никогда не входило чётко указывать на то, где он находится.Запечатывая сюжетный мир и лишая зрителя возможности установить связь с внешним, мы остаёмся наедине с ужасом и мрачной комедией человеческого поведения. Именно этого Лантимос ждёт от своих талантливых актёров.
За годы работы он разработал репетиционный процесс, похожий на театральный лагерь. Его цель — получить физические, инстинктивные и смелые выступления, которые являются ключевыми для его фильмов.
Репетиции — это упражнения, которые иногда могут показаться «глупыми театральными играми», не имеющими отношения к реальной репетиции сцен. Например, Лантимос предлагает актёрам играть в «музыкальные стулья» во время заучивания реплик. Или он может дать актёру конкретное действие, например: «вставай и бери чашку с водой каждый раз, когда говоришь».
О смысле таких упражнений
Йоргос ЛантимосРежиссёрАктёр больше сосредоточен на самом действии, а не на том, как бы он сказал эту реплику или что она значит. Он не пытается придумать ещё один слой смысла. В жизни мы говорим также, не особо задумываясь о словах. Так актёры начинают свободнее импровизировать. Они присутствуют и реагируют на другого актёра, а не бесконечно размышляют о своём персонаже.Во время работы над своими фильмами Лантимос стремится создать атмосферу лёгкости и веселья. Он считает, что смех помогает ему и актёрам справиться с трудными сценами. Кроме того, режиссёр хочет, чтобы актёры научились доверять друг другу и чувствовали себя свободно, не боясь осуждения.
Йоргос ЛантимосРежиссёрЭто позволяет им быть щедрыми друг с другом, больше доверять друг другу, знать, что они могут делать всё, что угодно, и другой человек не будет их осуждать, потому что вы вместе прошли через всё это и делали глупости на глазах друг у друга. Я думаю, очень важно, чтобы они чувствовали это. Это раскрывает их творческий потенциал и делает их смелее.Лантимос говорит, что ему нравится, когда актёры принимают смелые решения. При этом он отмечает, что его работа скорее инстинктивна:
«Я не говорю: «О, это неправильно, потому что 10 лет назад этот человек, как мне кажется, делал то-то и то-то». Скорее, я просто чувствую тональность и то, как она соотносится с остальной частью истории, персонажами или общим восприятием и вкусом к вещам»
Источник: filmpro.ru